Как сделать так, чтобы ребенок пошел в сад без стресса?
Для малыша это трудный период. Оторвавшись от дома, он не скоро привыкнет к спальне с двадцатью кроватками, походам строем на горшок и прочим прелестям общественного воспитания. Не бросайте его в этот тяжелый момент, переложив ответственность на воспитателя. Ни для кого не секрет, что воспитатели бывают разные.
Итак, что нужно сделать родителям?
Обязательно обратите внимание, как ведет себя ваш малыш, как привыкает к саду. Почаще стойте незамеченным у ограды садика или открытой двери группы, наблюдая за вашим ребенком. Как он играет со сверстниками, как он разговаривает, агрессивен или забит. Ваши наблюдения помогут вам понять, всё ли в порядке, стоит ли вам что-либо предпринимать, чтобы изменить ситуацию.
Научите его дружить. Если вчерашний приятель вашего сына Андрей заболел, а сегодня появился новый, обязательно поинтересуйтесь, чем болеет Андрюша, когда придет, поохайте, поахайте, и не забудьте вернуться к разговору через 2-3 дня.
Если малыш с радостью рассказывает о новенькой, которая все время ревёт, мягко остановите его, посочувствуйте девочке, а утром собирая в сад, положите в карман конфету для рёвы, и пусть не забудет улыбнуться и позвать её играть.
Старайтесь, не возмущаясь, выполнять все требования воспитателя. От задания что-то принести до подготовки карнавального костюма. Ребенок не должен чувствовать себя хуже других, завидовать им или стыдиться своих родителей.
Никогда не выясняйте отношения с воспитателем (что бы ни случилось!) в присутствии ребенка. Иначе потом будете удивляться, почему малыш вдруг не хочет идти в сад и называет воспитательницу «плохой тётей», а ведь всё было так хорошо!
Но если есть какие-то претензии, обязательно их выскажите наедине. Если отношения воспитателя и ребенка не улучшаются, чадо лучше перевести в другую группу.
И всегда помните, что несчастья ребенка, даже если они нам кажутся пустяковыми, для него — настоящее горе, и ему сейчас так нужны наши понимание и сочувствие.
Вот такие характеры
Мы прекрасно знаем, что все дети разные (как и все люди). У каждого свой, неповторимый характер. Иногда у малыша спрашивают: «Что тебе не нравится в садике?» Он отвечает: «Здесь так шумно и все кричат!» Обычно так отвечают тихие дети, предпочитающие спокойную обстановку. Постоянный шум, гам и назойливость сверстников их быстро утомляют, вызывая раздражение и апатию. К индивидуальным особенностям относится и уровень потребности в общении с окружающими. Кому-то из ребят оно более необходимо, другие малыши наоборот, ориентированы на свой внутренний мир. Им гораздо интереснее побыть в одиночестве, размышляя и фантазируя. При этом общения со сверстниками они не избегают, но быстро пресыщаются им. Такие особенности составляют индивидуальность и неповторимость каждого малыша. Но, к сожалению, порой всё это не соответствует ритму жизни в детском саду. А ведь нервную систему насильно не перестроишь. Но она достаточно пластична, и родители могут помочь крохе приспособиться к детскому садику. Попросите воспитателя, чтобы у ребенка была возможность заняться любимыми делами. Например, поиграть с конструктором вдали от детей, не спеша сложить мозаику или даже какое-то время побыть в одиночестве. Сверхподвижному малышу, наоборот, надо обеспечить плотный двигательный режим. Для воспитателя он может стать хорошим помощником в организации подвижных игр и физкультурных занятий.
После сада
Такое поведение продолжается весь вечер с небольшими перерывами. Казалось бы, вот уже успокоилась на руках у мамы, но минут через 10 находится новый «раздражитель», и все начинается сначала... Нелегко всем: и девочке, и родителям. Настю можно понять: она целый день тоже была «на работе», жила по распорядку, выполняла определенные требования, слушалась воспитателей (не бегай, не прыгай, а то упадешь). А теперь дома она расслабляется, как и любой взрослый после работы. Напряжение должно все-таки находить выход! Конечно, Настины родители к вечеру тоже уставшие и хотят отдохнуть, но вместо отдыха или приятных совместных занятий (ведь за день все друг по другу соскучились), начинается процесс «воспитания». Положительных эмоций уже не остаётся, у родителей появляется желание накричать, а то и шлёпнуть, а утром побыстрее опять отвести в садик. А ведь ребенку жизненно необходимо чувствовать любовь и ласку! И на физическом уровне (объятия, поцелуи) ему нужно ощущать её не менее 5 раз в день. А что же у нас получается? Ни разу?! Совет здесь простой: постарайтесь понять, пожалеть ребенка, уделить ему больше внимания. В конце концов, ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции, а мы, взрослые, умеем. Если погода хорошая, после сада лучше не идти сразу домой, а немного прогуляться, поделиться событиями дня. Пусть малыш расскажет, чем дети сегодня занимались в саду, что ему понравилось, а что расстроило. Хорошо, если рядом есть парк, где осенью можно пошуршать листьями, а зимой побросаться снежками. А если нет парка – не беда, ведь по пути всегда есть детские площадки. Такая прогулка улучшит настроение и малышу, и маме. Только не одергивайте его во время прогулки, будьте доброжелательны.
И еще один момент. Сейчас в садиках есть различные кружки. Многие родители в целях раннего развития стремятся отдать малыша во все кружки сразу, причем чуть ли не с первого дня в саду. Прежде чем так поступить, присмотритесь к своему ребенку: как он ведет себя в саду (поговорите с воспитателями), как после сада, не устаёт ли, не капризничает? Вполне возможно, что на прогулке ребенок вроде бы успокоился, а дома опять закапризничал. Ну что ж, опять терпение, только терпение. Пусть посмотрит любимые мультики (никаких «взрослых» фильмов и сериалов), почитайте ему интересную книгу, можно рассматривать фотографии, можно достать из шкафа какие-нибудь интересные вещи или заранее припрятанные игрушки, о которых малыш уже успел позабыть. Это его обрадует и отвлечет. Ну а перед сном — водные процедуры, ведь купание любят все дети. А еще в ванной можно дуть мыльные пузыри, не боясь что-либо забрызгать. Если это так, то стоит пока подождать, пусть ребенок адаптируется, иначе будет только вред. У малыша появится усталость, апатия к занятиям, он станет относиться к ним как к наказанию. Если же кроха бодр и весел и не знает, куда девать энергию, тогда — вперед. Но опять же, пусть сначала в один кружок походит, прислушивайтесь к предпочтениям вашего чада. Итак, все трудности решаемы. Просто доверяйте своему ребенку, будьте в курсе событий, происходящих с ним, а к преодолению трудностей подходите с оптимизмом.