Советы педагога - психолога

 Игра как подготовка к школе

Полезны игры разные. Даже “несерьезные” игры: в “больницу”, “дочки-матери”, “школу”. Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания “взрослого”.

И главное — все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение — умение представить себе, “что было бы, если бы...”.

Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять себе предметы, “рассмотреть” их в уме. Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др. Рисуя, строя, ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д. Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию.

            Главное — не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения. Лучшая подготовка к школе — это естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему.

Готовность к школе

Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка и семьи. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы.  Родители тоже переживают тот факт, что ребенок принадлежит не только им, но и большей социальной системе, которая также может оказать на него влияние. На этом этапе проблемы возникают в связи с тем, что ребенок все чаще занят вне семьи.   Задача супругов на этом этапе – поддерживать ребенка и помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, порождающим ряд трудностей и проблем.          Готовность к школе включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться:

Интеллектуальная  готовность  - развитие мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно – следственные связи, делать выводы.

Эмоциональная - умение регулировать свое поведение.

Социальная - потребность в общении, сотрудничестве, умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости. Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит.

Мотивационная - интерес к обучению в школе, желание научиться писать, читать и т.д.

Физическая  - зрелость организма, устойчивость к заболеваниям  (определяет врач).

Необходимые умения и знания:

 - чувство величины (умение решать задачки, например: что тяжелее пуд соли или пуд железа?);

- последовательность изложений событий  (умение излагать мысли, выделять главное и второстепенное);

- ориентация в пространстве (лево/право, верх/вниз, ближе/дальше и т.д.), необходимо развитие крупной моторики – подвижные игры, попадание в цель;

- система знаний об окружающем мире – важно не количество, а качество. К 6-7годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.

- познавательная активность – желание экспериментировать, самостоятельно решать задания;

- доводить любое задание до конца;

- навыки самоорганизации и самообслуживания (самостоятельно одеваться, раздеваться, завязывать шнурки и т.д.)

- развитие усидчивости (здесь важна четкость целей и интересное задание).

Рекомендации:

  1. Спокойствие родителей – озабоченное лицо родителей может вызвать стойкое отвращение к школе.
  2. Определить «сильные» и «слабые» стороны ребенка, определить период наибольшей работоспособности ребенка.
  3. Четкий «ритуал» проведения занятий (определить время, место).
  4. Учитывать особенности только вашего ребенка (не навешивать ярлыков, не сравнивать с другими).
  5. Гибкость в воспитательных воздействиях; уметь анализировать собственные действия (родителям).
  6. Не вмешиваться в деятельность ребенка, если он не просит (этим вы сообщаете: «С тобой  все в порядке! Ты, конечно справишься!»).
  7. На вопросы ребенка лучше отвечать не сразу, а спросить у него: «А ты как думаешь?».
  8. Необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Не следует запугивать школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”).
  9. Отрицательные последствия, неудачи также должен переживать ребенок (не ограждать его полностью).